Вентиляция школы

Система вентиляция школы

Вернуться к полной версии

Чтобы получить коммерческое предложение, позвоните нам по телефону 8 (495) 745-01-41 или отправьте быструю заявку.

Обеспечение качественного воздухообмена в помещениях достигается использованием современного оборудования. Количество учеников в современных школах нередко превышает 1000 человек. Традиционное проветривание помещений на переменах не позволяет добиться соблюдения требований.

Сегодня в частных и государственных школах нового типа устанавливаются приточно-вытяжные системы вентиляции, которые обеспечивают приток свежего воздуха и вывод углекислого газа в постоянном режиме.

Использование полного комплекса оборудования помогает снизить расход электроэнергии, добившись качественного воздухообмена в помещениях различного назначения.

Почему необходимо устанавливать системы вентиляции в школах?

Исследования ученых позволили установить влияние застоявшегося воздуха на распространение инфекционных заболеваний и самочувствие учеников. Отсутствие притока свежего воздуха в помещениях сказывается на повышенной концентрации углекислого газа, а также прогрессировании микробов и бактерий.

Стандартное проветривание классов дает временный результат, который исчезает после 20 минут пребывания в помещении. В холодное время года нельзя оставлять открытыми окна, что не позволяет проветривать класс постоянно.

Именно по этой причине системы вентиляции являются необходимым и обязательным условием эксплуатации современных школ.

Виды школьных вентиляционных систем

В государственных учебных заведениях используется минимальное количество оборудования для обустройства вентиляций. В частных школах количество используемых устройств и тип монтируемых каналов зависит от современных стандартов и предпочтений организации. Сегодня существует четыре основных вида вентиляций, используемых в школах:

  • естественные;
  • приточные;
  • вытяжные;
  • приточно-вытяжные.

Первый тип встречается только в учебных заведениях старого типа. Зачастую в заведениях отсутствуют даже вентиляционные коробы, поэтому приток свежего воздуха осуществляется путем проветривания классов.

Приточные системы редко используются отдельно, поскольку не обеспечивают достаточной эффективности без вывода застоявшегося воздуха и газов. В отличие от приточных, вытяжные системы являются обязательным требованием даже для старых школ. Такие вентиляции устанавливаются в лаборантских и кабинетах химии. Чаще всего система представляет собой вытяжной шкаф с трубой, выходящей в окно.

Наиболее современным решением является установка приточно-вытяжной вентиляции на этапе строительства нового сооружения. Система может монтироваться на любом этапе за счет закрепления коробов на потолке.

Обратите внимание

Данный тип вентиляции помогает достичь соблюдения всех стандартов для современных учебных заведений. Однако для экономии электроэнергии необходимо выполнить точные расчеты по нескольким параметрам.

От них зависит количество используемого оборудования, его мощность и прочие особенности.

Нормативные требования и стандарты

В процессе проектирования и выполнения расчетов системы вентиляции учитываются следующие факторы:

  • количество притока воздуха;
  • комфортные условия пребывания в классе в течение длительного периода времени;
  • уровень шума при работе оборудования;
  • нормы воздухообмена;
  • температурные режимы и прочее.

Некоторые из вышеуказанных условий сегодня должны выполняться согласно нормативной документации. Требования к вентиляции учебных заведений прописаны в СНиП 41-01-2003, СНиП 31-06-2009 и СНиП II-65-73. Основными стандартами являются:

  1. Нормы воздухообмена для каждого типа помещений. Расчет на одного человека должен соответствовать показателю:
  • 20 м3/ч в классах и аудиториях;
  • 80 м3/ч для спортивных залов;
  • 20 м3/ч в пищеблоках.
  1. Допустимые пределы температуры в помещениях от 16 oC до 22 oC. Контроль температуры осуществляется установкой дополнительного нагревательного оборудования. В теплое время года для контроля используются системы кондиционирования воздуха.
  2. Предел шума, издаваемого оборудованием – 110 дБ или ниже. Звук работы вентилятора усиливается стенками вентиляционных каналов, поэтому для снижения показателя шума используются специальные пластины.
  3. Пожарная безопасность. Без защиты вентиляции от открытого огня компетентные органы могут запретить ее эксплуатацию. Для достижения требуемых условий используется контрольно-измерительное и автоматизированное оборудование, отключающее работу устройств при пожаре.

К нормативным требованиям также относятся другие параметры, учитываемые в ходе разработки проектной документации. Работы по созданию систем вентиляции выполняются только профессиональными организациями.

Особенности организации вентиляции в школе

По СНиП II-65-73 современные образовательные учреждения оборудуются приточно-вытяжной системой совместно с естественной вентиляцией. Исключением являются заведения, в которых число учеников не превышает 200 человек. При организации системы вентиляции учитываются допустимые показатели:

  • влажности воздуха (30-65%);
  • содержания углекислого газа (до 1 литра на 1 м3);
  • температуры (16-22oC).

Параметры необходимы для поддержания комфортных условий пребывания в помещении длительное время. Также соблюдение условий повышает срок службы отделочных материалов, вентиляционного оборудования и снижает риск появления плесени или грибка на стенах. Если данные параметры не учитываются при расчетах системы, повышенное содержание CO2 приведет к сонливости и плохому самочувствию учеников.

Проектирование приточно-вытяжной вентиляции

Механический приток воздуха устанавливается в помещениях школы, в которых наблюдается повышенное содержание углекислого газа, влажности или конденсата. В процессе проектирования учитываются базовые факторы и нормативные требования. К ним относятся:

  • местоположение сооружения;
  • количество учащихся и преподавателей;
  • наличие специального оборудования в школе;
  • тип помещений и их количество;
  • параметры осветительного оборудования и прочего.

Проектирование приточно-вытяжной вентиляции в школе – сложный, многоэтапный процесс. Он проводится после замеров и изучения объекта. Разработкой проекта занимаются исключительно квалифицированные инженеры. Ошибки и недочеты в проектной документации приведут к нарушению в работе оборудования и появлению негативных факторов.

Проект составляется по нормативным требованиям. В состав документации входит графическое изображение вентиляции, подробное описание системы, расчет и математическое обоснование оборудования, а также сметы на монтажные работы.

Конструктивные решения при создании вентиляционных систем

В образовательных заведениях с количеством учеников более 200 человек, вентиляция обустраивается тремя способами:

  1. Естественный приток воздуха с механической вытяжной системой. При среднем количестве учащихся допускается использование традиционного притока воздуха. Однако вывод застоявшихся газов осуществляется устройствами средней мощности. Метод характеризуется экономией электроэнергии и отсутствием шума. Для поддержания нормативных показателей зачастую используются приточные клапаны на окнах. Недостатком становится необходимость постоянной работы вытяжной системы.
  2. Приточно-вытяжная система с устройствами нагрева воздуха. Обеспечивает постоянное поддержание комфортного климата. Система нередко оборудуется устройствами рециркуляции тепла, которая позволяет снизить расходы на нагрев воздуха до 70%. Система имеет высокий КПД, однако не создает комфортных условий в летнее время.
  3. Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом и кондиционированием воздуха. Полностью укомплектованная система, отличающаяся повышенным контролем климата в помещениях. Наличие нагревательного оборудования и камер охлаждения воздуха позволяет регулировать температурные режимы в любое время года. Используется сложная система автоматизации, что делает ее совершенной для современных условий эксплуатации в школах. Недостатком является высокая цена на оборудование, разработку и монтаж вентиляции.

В государственных школах повсеместно используется первый тип вентиляционных систем. В частных учебных заведениях популярностью пользуются приточно-вытяжные вентиляции с оборудованием для нагрева воздуха. Третий тип систем используется реже других по причине высокой стоимости.

Вентиляция в специализированных помещениях школы

Развитие программ обучения стало причиной появления в школьных заведениях помещений особого назначения. В них нередко устанавливается специальное оборудование, выделяющее токсичные или едкие вещества. К данной категории относятся:

  1. Химические лаборатории. В современных условиях школьники нередко выполняют опыты с веществами и жидкостями, которые выделяют различные газы. Чтобы опыты проходили без негативных последствий, в помещениях обязательно устанавливаются вытяжные системы высокой мощности.
  2. Кабинеты труда. Станки для обработки материалов при работе выделяют дым, большие объемы пылевидных частиц и так далее. Чтобы снизить влияние вредных выделений на учеников, каждый станок оборудуется собственным вытяжным каналом.
  3. Спортзалы и раздевалки. Физические упражнения становятся причиной появления запаха пота и большого объема CO2, поэтому в спортивных залах рекомендуется использовать системы с нагревом воздуха, а также оборудование высокой мощности для увеличения воздушного притока до 80 м3/ч на человека.
  4. Пищеблоки. Помещения, в которых готовится еда и осуществляется прием пищи, имеют повышенный показатель температуры воздуха. В столовых рекомендуется использовать отдельную вентиляцию с системой кондиционирования воздуха.

В категорию специальных помещений также попадают санузлы. Для них рекомендуется создавать отдельную систему воздухообмена, чтобы исключить попадание неприятных запахов в другие помещения школы.

Источник: https://www.AirFresh.ru/Ventilyatsiya-shkoly.htm

Что нужно учесть, разрабатывая проект вентиляции школы

Системы вентиляции для учебных учреждений не без оснований относят к наиболее ответственным элементам инфраструктуры зданий, поскольку в долгосрочной перспективе они прямым образом влияют на здоровье всего населения страны. Ввиду чего, проект вентиляции школы должен не только соответствовать формальным требованиям СНиП, но и учитывать все нюансы современной архитектуры зданий.

Основной проблемой в проектах такого типа является то, что их разработка должна производиться с учётом противоположных критериев: нормативов воздухообмена и требований к энергетической эффективности здания.

Если ещё учесть повсеместную замену старых оконных блоков на металлопластиковые стеклопакеты, то согласовать необходимую структуру вентиляции с доступным бюджетом становится крайне сложно, что надо учитывать при составлении технического задания.

Особенности систем вентиляции для школ и вузов

Изначально проектирование воздухообмена для зданий учебных учреждений производилось по той же схеме, что и для обычных жилых помещений: с притоком воздуха за счёт инфильтрации через окна и естественной вытяжкой через санузлы и рекреационные зоны.

Даже в советское время это было явной манипуляцией нормативами, поскольку минимальной нормой воздухообмена является 21 м3/час на одного человека. Откуда следует, что если среднее количество учащихся в одном классе составляет 30 человек, то сквозь «щели в окнах» должно поступать не менее 600 м3 воздуха в час!

Очевидно, что на практике подобный норматив не соблюдался, а фактическая вентиляция в школах, вузах и общественных зданиях осуществлялась только благодаря организационным мерам – через соблюдение графика проветриваний.

Но как же согласовывались подобные проекты, когда нарушение воздухообмена в учебных классах потенциально опасно для здоровья учащихся? Ответ на этот вопрос прост: благодаря особой формулировке в СНиП, где норма воздухообмена оговорена в м3/час. Учитывая, что продолжительность урока составляет 45 минут, недостающая кубатура накладывалась на оставшиеся 10-15 минут перемены, которые объявлялись периодом интенсивного проветривания.

Сегодня, когда уровень естественной инфильтрации из-за перехода на металлопластиковые окна снизился в разы, подобный подход абсолютно недопустим.

Напомним, что несоблюдение норм воздухообмена в помещениях, где находятся люди, опасно, прежде всего, тем, что критическим образом изменяется баланс воздушной смеси. А именно, повышается процент содержания углекислоты, что приводит как к явно выраженному ухудшению самочувствия, так и к патологическим нарушениям здоровья.

Сонливость, потеря концентрации, синдром хронической усталости – всё это только явные последствия неправильно спроектированной вентиляции.

А если учесть, что недостаточный воздухообмен способствует развитию вирусных инфекций, то выбор схемы воздухообмена для школ имеет, можно сказать, стратегическую важность в масштабе всей страны.

Таблица влияния концентрации СО2

Отметим, что данная проблема актуальна для всех школ мира, поэтому как в нашей стране, так и за рубежом ей было уделено очень много внимания. В результате были разработаны кардинально иные подходы к проектированию вентиляции в учебных учреждениях.

Проблемы вентиляции в учебных заведения

Рассмотрим, какими методами может быть решена проблема недостаточного воздухообмена в аудиториях школ и вузов.

Вытяжная вентиляция с естественным притоком

Суть такой системы в том, что в отдельном помещении школы устанавливается мощная силовая установка, работающая как вытяжка. К каждому классу подводятся отдельные воздуховоды для отбора воздуха.

Подача свежего воздуха осуществляется естественным путём за счёт естественной инфильтрации через окна или сквозь специальные приточные клапаны.

Важно

На практике подобный подход оказался малоэффективным, поскольку естественный приток через пластиковые окна в закрытом состоянии практически отсутствует, а забор воздуха через вентиляционные клапаны сводит на нет все усилия по энергосбережению.

Более того, в холодное время года такое решение чревато возникновением особо холодных зон возле окон, что также может привести к ухудшению здоровья учащихся.

Тем не менее, из всех типов механизированных воздухообменных систем проект вытяжной вентиляции имеет минимальную стоимость.

Централизованные приточно-вытяжные системы

Классическое решение проблемы недостаточного воздухообмена – это установка полномасштабной вентиляционной системы, предполагающей подвод к классам как вытяжных, так и приточных воздуховодов.

Централизованная вентиляция с рекуперацией

В этом случае можно обеспечить полный контроль над параметрами воздушной смеси:

  • температурную нормализацию (как нагрев, так и охлаждение);
  • осушение или увлажнение до требуемого уровня;
  • очистку от загрязнений.

Для новых зданий такой подход стал практически стандартом и применяется, как правило, совместно с рекуператорными модулями.

Однако, установка приточно-вытяжной системы в существующих зданиях сталкивается с большими сложностями строительного характера.

Необходимо отметить, что существует две базовые разновидности приточно-вытяжной вентиляции:

  • смесительная;
  • вытесняющая.

Смесительная схема предполагает, что подача и забор воздушных масс осуществляется через потолочные диффузоры, при этом входной поток, как правило, охлаждается (до 130C). В результате смешения с активным и нагретым воздухом, получается рабочая смесь приемлемой температуры (20-22 0C) с минимальным содержанием углекислого газа.

Распределение температуры с системой вытесняющей вентиляции

В вытесняющей модели вентиляции входной поток подаётся без охлаждения (19-200C), через диффузоры, расположенные в нижней части помещения.

В результате чего в активной зоне помещения формируется чистый слой воздуха, а нагретые и насыщенные CO2 воздушные массы вытесняются в потолочную зону, откуда откачиваются через заборные воздуховоды.

Локальная рекуперация

Локальный рекуператор

Все описанные выше методики обладают одним недостатком – их трудно применить к существующим зданиям, архитектура которых не предусматривала установку сетей из воздуховодов.

Ввиду чего, школы стали первым типом зданий, в которых начали массово применяться локальные рекуператорные системы.

Напомним, что понятие «рекуператор» в вентиляции означает приточно-вытяжную вентиляцию с переносом тепла от исходящих потоков на входящие.

Рекуператорные теплообменные модули могут быть смонтированы как часть централизованной системы вентиляции, так и в виде локальных автономных блоков, монтируемых на стену или в оконном проёме.

Наиболее яркий пример такого подхода – установка во всех школах Голландии рекуператорных вентиляционных блоков, с автоматической реакцией на превышение уровня CO2.

Действующие нормы воздухообмена

В общем случае, обязательная установка механизированной вентиляции в школах необходима только тогда, когда количество учащихся превышает 200 человек.

Минимальная интенсивность воздухообмена зависят от типа помещения:

  • для классных комнат – 20 м3/час на одного человека;
  • спортзалы – 80 м3/час;
  • пищеблоки – 20 м3/час.

Температура входящих потоков должна быть в диапазоне от 16 до 220C, влажность – от 35 до 65%.

Проектирование вентиляционных комплексов выполняется с учётом следующих нормативных документов:

Источник: https://m-e-g-a.ru/ventilyatsiya/chto-nuzhno-uchest-razrabatyvaya-proekt-ventilyatsii-shkoly

Вентиляция школы

Типы объектов (решения) ›

В учебных помещениях проектируется приточно-вытяжная вентиляция . При расчете вентиляции нужно руководствоваться данными таблицы расчетной температуры и воздухообмена в различных помещениях школ и училищ.

Наши преимущества:

10

10 лет стабильной и успешной работы

500

Выполнено более 500 000 м2

Почему у нас лучшая цена?

100

100% контроль качества

5

5 лет гарантии на выполненные работы

1500

1500 м2 площадь собственных складских помещений

Если проектируется приточная вентиляция с механическим побуждением, то должна быть предусмотрена и естественная вытяжная вентиляция (в размере однократного воздухообмена) непосредственно из учебных помещений. Удалять воздух из учебных помещений нужно через коридоры, санузлы, а также за счет выхода воздуха через неплотности окон.

Если число учащихся не более 200, то допустимо устраивать вентиляцию без механического притока воздуха.

Совет

При использовании для учебных помещений школ и училищ системы воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, нужно предусмотреть автоматическое управление этими системами, в том числе поддержание в рабочее (учебное) время расчетной температуры и влажности в пределах 30-60%, а в нерабочее время температуры не ниже 15 градусов. В нерабочее время можно использовать рециркуляцию воздуха в системах воздушного отопления. Температура воздуха, подаваемого в рабочее время системами воздушного отопления, не должна превышать 40 градусов.

Вытяжные каналы из учебных помещений проектировать не следует. Если в помещениях учительской, библиотеки, кабинетов администрации есть окна с форточками, то можно также не предусматривать вытяжные каналы.

Как правило, в школах и училищах проектируют отдельные системы вентиляции для следующих помещений:

  • Классных комнат и учебных кабинетов
  • Актовых залов
  • Спортивных залов
  • Столовых
  • Кабинетов с препараторскими, оборудованных вытяжными шкафами
  • Санузлов
  • Медпункта

При смежном расположении умывальной комнаты и туалета вытяжка должна предусматриваться из туалета.

В школьных столовых возникают избытки тепла от технологического оборудования кухни (плиты и т.п.). Воздухообмен должен быть достаточен для поглощения этих избытков. На каждое место в обеденном зале нужно подавать не менее 20 куб.м. воздуха в час. Воздух подается через обеденный зал, а удаляется – из кухни и других производственных помещений.

Вентиляция школьных лабораторий

Из лабораторий химии и физики устраивают механическую вытяжку через вытяжные шкафы. Для ученических и демонстрационных лабораторных шкафов нужны отдельные вытяжные системы. Объем воздуха, удаляемого через вытяжной шкаф, определяется в зависимости от скорости движения воздуха в проеме шкафа.

ПДК вещества в рабочей зоне, мг/куб.м. Скорость движения воздуха в проеме шкафа, м/с
Более 10 0.5
От 10 до 0.1 0.9 – 1
Менее 0.1 1 – 1.5

Из помещений с вытяжными шкафами весь объем воздуха должен удаляться через шкафы (отдельная система для каждого шкафа). Если обеспечены требования по взрыво- и пожаробезопасности, то можно удалять воздух общей системой вентиляции из обного или нескольких помещений.

Непосредственно в помещение лаборатории нужно подавать 90% объема приточного воздуха, предназначенного для этого помещения. Остальной объем приточного воздуха подается в смежные помещения (коридоры).

Если в школе имеется 4 и более параллели классов и она расположена в климатическом районе II или III, или в подрайоне IВ или IД (с расчетной температурой отопительного периода -20 градусов и ниже), то нужно проектировать воздушно-тепловые завесы на входе в здание школы. При строительстве школ в подрайонах IА, IБ и IГ воздушно-тепловые завесы предусматриваются для школ даже на одну параллель.

Помещение Расчетная температура в холодный период Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха
Приток Вытяжка
Классы, кабинеты, лаборатории 18 16 куб.м. в час на человека
Учебные мастерские 15 20 куб.м. в час на человека
Спортивный зал, студия хореографии 15 80 куб.м. в час на человека
Раздевальные при спортивном зале 20 1.5
Спальные комнаты интернатов 16 1.5
Актовый зал-киноаудитория 18 20 куб.м. в час на человека
Рекреационные помещения 16
Учительская, кружки 18 1.5
Бибилиотека, кабинеты администрации 18 1
Кабинет врача 22 1.5
Душевые 25 5
Раздевальные при душевых 22 в объеме вытяжки из душевых
Туалеты 18 50 куб.м. в час на 1 унитаз, 25 куб.м. в час на 1писсуар
Умывальные 22 1.5
Гардеробные и кладовые одежды и обуви 16 1.5
Комнаты для чистки одежды и обуви 18 3
Вестибюль 16
Столовая
горячий цех 5 (в нерабочее время) по расчету 4
холодный цех 16 3 6
мойка 20 4 2
кладовая овощей 5
обеденный зал 16 не менее 20 куб.м. в час на 1 посадочное место 2
Фотолаборатория, кинолаборатория, технический центр 18 5
Уголок живой природы

Получите коммерческое предложение на email:

Нужна консультация? Звоните:

8(495) 118-27-34

Отзывы о компании ООО “ИНТЕХ”:

Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Источник: https://www.air-ventilation.ru/ventilyatsiya-shkol-i-uchilishch.htm

Устройство вентиляции в учебных заведениях и её работа

Обычно внутри школ, училищ, ПТУ, интернатов, детских садиков расположено множество помещений абсолютно разного назначения. Поэтому вентиляция в учебных заведениях требует особенного проектирования. Кондиционирование лабораторий, спортзалов, бассейнов, кухонь, санузла, учебных кабинетов и комнат должно происходить по абсолютно разным критериям.

Как устроено кондиционирование в разных помещениях

В наше время довольно редко увидишь строительство новой школы или другого заведения учебного профиля. Чаще всего под них отводят уже существующие строения, подвергнув их если не капитальному, то хотя бы косметическому ремонту.

Хотя в наличии такого рода строений и имеется несколько видов помещений но, несмотря ни на что, они обязаны обеспечить учащимся и учителям достаточно чистую среду, со всеми необходимыми параметрами температур и влажности.

Устанавливая вентиляцию в учебных заведениях, специалисты обязаны соблюдать все нормы СНиПа и нормативы ГОСТа. Например, в школе, согласно со всеми правилами и нормами должны быть следующие показатели:

Учебная комната

  • Приток воздуха – 2,5 м3 в час;
  • Вытяжка воздуха – 1,5 м3 в час;
  • Температура воздуха: минимальная – 21 градус, максимальная – 23 градуса;
  • Допуск для шума – 110 акустических децибел.

Также в заведениях такого типа обязательно должна быть в наличии вентиляция противопожарного назначения (на случай аварии). Она обычно оснащена устройством анти дымовой защиты и системой для удаления дыма.

Для кондиционирования таких комнат, как пищевой блок и спортивный зал требуются специальные решения.

Поскольку эти комнаты в наибольшей степени проблематичны, в них повышенные значения температур и показатели влажности, то рекомендуется в них производить установку вентиляции промышленного назначения.

Параллельно с ними устанавливают установки приточно-вытяжного назначения. В актовый зал или столовую, в которых проводят разного рода мероприятия, лучше всего установить центральную систему воздухообмена.

Коридорные пространства и классные комнаты обычно имеют форточки, поэтому вентилирование происходит путем само циркуляции.

Основные критерии хорошей вентиляции

При наличии хорошего проветривания и качественно установленной системы вентиляции, любое учреждение учебного профиля будет иметь следующие показатели:

  1. Качество воздуха. Если воздух чистый, то и сосредоточиться в нем будет намного легче, а это в условиях учебного процесса очень важно;

    Аудитория в ВУЗе

  2. Комфортные условия. Поскольку практически вся аудитория находится длительное время в состоянии малоподвижности, то им должно быть комфортно и не душно;
  3. Тишина. Все вентиляционные системы должны обеспечить не только чистый воздух, но и условия в которых можно работать.

В помещении административного назначения, таком как учительская, люди появляются периодически. Именно поэтому здесь должны присутствовать системы с эффектом реагирования на разные ситуации.

Для очищения приточного воздуха используют систему фильтрации. Зимой такой воздух требует прогрева до приемлемой температуры.

Зачем нужно проветривание и вентилирование

Даже люди, которые обладают особыми знаниями в сфере кондиционирования, не сомневаются в необходимости проведения проветриваний классов, комнат, игровых и спален.

Сейчас участились случаи замены старых окон из дерева на пластиковые, которые более герметичны. Иногда, для большей экономии устанавливают стеклопакеты без наличия форточки.

Это делать категорически запрещено, поскольку от духоты дети могут падать в обморок.

Устройство вентиляционной системы

Обратите внимание

Если форточка все-таки присутствует, то ее, вряд ли хватит на такое большое помещение и вредный для организма углекислый газ все равно останется. Поэтому обязательно нужно создавать воздухообмен, используя для этого вентиляцию.

При постройке новой школы или другого заведения на стадии проектирования можно без проблем проложить устройство вентилирования. А что же делать в тех строениях, где финансовые или другие технические причины не позволяют установить нужную вентиляцию? Некоторые видят решение в установке стеновых и стекольных клапанов, служащих проводником для притока чистого воздуха.

Обзаведясь приточными клапанами, нужно еще и понять их принцип действия, дабы получить воздух в нужном количестве и нужной температуры.

Занятия в помещении

Такое устройство работает следующим образом. Потоки поступающего холодного воздуха из верхней оконной части направляются в пространство под потолком. Поскольку там сосредотачиваются теплые внутренние потоки, то температура постепенно перераспределяется.

В итоге вы получите нормальный обмен воздуха без создания лишнего шума и сквозняка. Это оборудование достаточно выгодное, поскольку чистый воздух поступает все время, будь-то урок, сон, игры или занятия.

Также можно не переживать за возможность ребенка заболеть – это исключено.

К преимуществам клапана притока можно отнести:

  • Автоматическая регулировка притока воздуха;
  • Возможность изменений проходных сечений для поступления воздуха в здание;
  • Воздушный поток циркулирует, если функционирует естественное или принудительное вытяжное устройство.

Организация «учебных» вентиляций

Для того чтобы рассчитать устройство вентиляции в учебном заведении, нужно опираться на показатели температур, а также характеристику воздухообмена. Учитывается при этом следующее:

  • При разработке приточной вентиляции с механическим побуждением необходимо предусмотреть отдельно естественную систему кондиционирования, которая будет отвечать за вывод отработанного потока из помещений;
  • В любой кондиционированной системе должно быть учтено, что потоки воздуха из учебных комнат выводятся через коридорные пространства, неплотно прикрытые окна и санузел;
  • В случае обучения в заведении меньше двухсот человек, можно монтировать систему без механического воздействия на воздушный приток;
  • Используя в помещении учебного типа воздушного отопления, которое совмещено с вентиляционной установкой, нужно предусмотреть управление автоматику. Она сможет поддержать температуру, рассчитанную вами и оптимальную влажность;
  • При использовании в учебном заведении системы рециркуляции потоков, ее применяют только после окончания рабочего времени;
  • Нельзя проектировать каналы вытяжки в учебных классах. А при наличии форточек в достаточном количестве их можно вообще не предусматривать.

Хорошая вентиляция – повышенный комфорт!

Основными составляющими комфортного пребывания людей в любом помещении являются: приемлемая температура, оптимальная влажность и скорость потока воздуха. Кратко охарактеризуем каждую составляющую.

В зимний период, когда температурный режим ниже нуля, воздухообмен затрудняется. Это объясняется тем, что воздух необходимо предварительно подогреть. Произвольная вентиляция в этом случае будет создавать сквозняк, который однозначно негативно повлияет на комфорт.

Если устройства регенерации теплого потока отсутствуют, то воздух снаружи должен постепенно подаваться в направлении противоположном от нахождения людей. Можно установить гигрорегулируемые клапана и оптимизировать этим самым рассеивание вновь поступающего воздушного потока в подпотолочном пространстве, где температура на несколько градусов выше.

Для людей самой оптимальной влажностью считается 35-65%. Такой показатель также сможет предотвратить разрушение материалов, которые были задействованы при строительстве и отделке здания. Именно такую относительную влажность и рекомендуется поддерживать во всех помещениях.

Важно

Для выбора самого подходящего оборудования нужно принять к сведению некоторые параметры: количество потребляемой энергии, количество потерянного тепла, цена на оборудование, стоимость монтирования системы вентиляции, расходы на техобслуживание в процессе эксплуатации.

Если вы переоснащаете старую установку, то необязательно решение должно быть дорогостоящим.

Существуют устройства, обеспечивающие приток свежего потока и отток отработанного, которые работают автоматически.

Они относительно недорогие и имеют специальный индикатор, реагирующий на любые изменения. Такие устройства будут самым оптимальным выходом из любой сложной ситуации с вентиляционной системой.

Источник: https://oventilyatsii.ru/ventilyaciya-v-uchebnyx-zavedeniyax.html

Вентиляция в школе. Как организовать проветривание в классе

Духота и проветривание классов в школе — постоянный камень преткновения для родителей школьников и учителей.

Обычно, особенно зимой, проветривания носят редкий и хаотичный характер: учитель приоткрывает окна во время перемены, если в это время в классе никого нет.

Во время уроков окна наглухо закрыты, чтобы никого не продуло и не было шумно — а, с учетом того, что сейчас практически во всех школах установлены герметичные пластиковые окна, воздух в класс совсем не проникает.

Это приводит к тому, что уровень углекислого газа СО2 за время урока, учитывая количество учеников, вырастает до критических размеров: 2000-3000 ppm и выше, при норме для детских учреждений не более 800 ppm (ГОСТ 30494-2011).

При проветривании в течение перемены уровень СО2 снижается, но за время следующего урока вновь так же сильно вырастает. Чем выше уровень СО2, тем сложнее концентрироваться и включаться в учебную и рабочую деятельность.

В таких условиях дети могут испытывать вялость, снижение внимательности, усталость, заложенность носа, головную боль, резь в глазах.

Решение

Оптимальное решение для вентиляции учебных классов — установка принудительной приточной вентиляции. В зависимости от количества учащихся и наличия свободного места в классе, возможен монтаж нескольких компактных приборов или центральной системы вентиляции.

Компактные проветриватели размещаются на стене, желательно, рядом с батареей или на уровне парт. Центральная вентсистема может монтироваться снаружи помещения, под потолком или на полу.

Совет

Согласование бурения отверстия под вентиляцию в стене с администрацией города не требуется.

Принцип работы приточной вентиляции таков: с улицы через отверстие в стене подается свежий воздух. Он проходит через систему фильтров, при необходимости подогревается до заданной температуры, и затем поступает в помещение.

Таким образом, дети и учитель постоянно дышат свежим чистым воздухом, уровень СО2 находится в норме. Сквозняков, холода, шума с улицы при этом нет. Пыль, вирусы, аллергены, выхлопные газы и другие запахи улавливаются системой фильтрации.

Уровень шума самого прибора низкий, и это «белый шум», практически не воспринимаемый человеческим ухом.

Попадая в помещение, воздух от дыхания людей и работы радиаторов нагревается еще больше, загрязняется выдыхаемым углекислым газом и, согласно законам физики, поднимается вверх. Оттуда он устремляется в вытяжку. Обычно вытяжная система в школах исправна и эффективна, тем более, наличие постоянного притока воздуха стимулирует ее работу.

В ином случае вместо приточной вентиляции можно установить приточно-вытяжную: она и подает свежий воздух, и выталкивает на улицу загрязненный. Приточно-вытяжная система подогревает приточный воздух за счет тепла отводимого воздуха, т.е. для нагрева не тратится электроэнергия.

Конкретные варианты

1) Компактные проветриватели.

Плюсы:

  • занимают мало места;
  • высокая степень очистки воздуха;
  • легкий и быстрый монтаж (2 часа «под ключ»);
  • возможность поэтапной установки оборудования, что позволяет более гибко планировать бюджет;
  • эффект для всего класса даже от одного прибора наступает сразу.

Минусы:

  • исходя из того, что человеку нужно не менее 30 м3/ч воздуха в час, в класс, где находятся 25-30 человек, придется устанавливать 5-6 приборов;
  • высокий расход электроэнергии на нагрев приточного воздуха в холодное время года.

В зависимости от выбранной модели, оборудование класса необходимым количеством приборов с монтажом «под ключ» обойдется в 150-200 тыс. руб.
 

2) Центральная приточная система.

Плюсы:

  • одна мощная установка производительностью 700-1000 м3/ч обеспечивает свежим воздухом весь класс;
  • отсутствие шума (при наружном монтаже).

Минусы:

  • сложный монтаж с прокладкой воздуховодов;
  • необходимость предусмотреть отдельное место/нишу для прибора (при монтаже внутри класса).

Стоимость центральной вентсистемы с монтажом составит также 100-200 тыс. руб.
 

3) Компактные приточно-вытяжные установки.

Плюсы:

  • независимость от центральной вытяжной системы;
  • многие модели не занимают места в помещении — встраиваются внутрь стены;
  • низкий уровень энергопотребления;
  • в теплое время года приборы можно включать только на приток;
  • эффект для всего класса даже от одного прибора наступает сразу.

Минусы:

  • более низкие, чем в приточных установках, уровень фильтрации и производительность;
  • на класс может потребоваться до 10-12 приборов;
  • при работоспособной штатной вытяжке и открытых дверях возможно нарушение воздухообмена.

Стоимость одного прибора с монтажом начинается от 20000 руб.

4) Центральная приточно-вытяжная вентиляция. Плюсы:

  • независимость от центральной вытяжной системы;
  • для одного класса достаточно одного прибора производительностью 1200-1500 м3/ч в режиме рекуперации;
  • возможность в теплое время года включать прибор только на приток.

Минусы:

  • сложный монтаж с прокладкой воздуховодов;
  • необходимость предусмотреть отдельное место/нишу для прибора (при монтаже внутри класса);
  • более низкий по сравнению с приточными установками класс фильтрации.

Стоимость центральной приточно-вытяжной системы с монтажом составит 150-250 тыс. руб. в зависимости от выбранной модели и ее производительности.

Подбор вентиляции — ответственная задача, особенно если речь идет о детском учреждении. Наш инженер по вентиляции приедет в школу и, проведя обследование классов, предложит три оптимальных варианта по соотношению цена/качество. Звоните +7(495)7980548, пишите в любой мессенджер +7(963)7710730.

Источник: https://www.ventoved.ru/single-post/school

Предназначение и задачи вентиляции учебных заведений

Главное предназначение вентиляции учебных заведений заключается в формировании оптимальных микроклиматических условий для комфортного и безопасного пребывания учеников, преподавательского состава и технического персонала.

Задачи вентиляции учебных классов и сопутствующих спортивных и санитарно-бытовых помещений состоят в достаточном обеспечении хорошо очищенным, свежим воздухом с оптимальными температурно-влажностными показателями, которые отвечают нормам СанПина и СНиПам.

Особенности вентиляции учебных заведений

Ключевой особенностью, которая должна учитываться при проектировании вентиляции школ, профессионально-технических и высших учебных заведений, является большое число помещений, имеющих абсолютно разное предназначение. Учебные аудитории, преподавательские, столовые, спортивные и актовые залы, лаборатории, подсобные комнаты, трудовые мастерские и проч. имеют собственные нормы воздухообмена.

Кроме того, процесс организации качественной вентиляции осложняется тем фактом, что в течение учебного дня, все эти помещения имеют нестабильную наполняемость. Чтобы соблюсти все требования и избежать претензий со стороны проверяющих инстанций, необходимо следовать нормативно-технической базе, которая регламентирована в СНиПах и ГОСТах.

Санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к вентиляции университетов, школ и ПТУ. 

Главные критерии, характеризующие правильно спроектированную и организованную вентиляцию учебных заведений, касаются следующих параметров:Достаточный приток свежего и хорошо очищенного воздуха позволяет сконцентрироваться на учебном и преподавательском процессе.

Обратите внимание

Учитывая, что вся аудитория пребывает в относительно малоподвижном состоянии в течение достаточно длительного времени, комфортные условия пребывания важны для хорошего самочувствия людей.Создавая проект вентиляции школы, ВУЗов, техникумов, ПТУ и прочих учебных заведений, следует помнить, что все вентиляционные системы должны работать не только эффективно, но и бесшумно.

На базе нормативных документов СНиП 41-01*2003, СНиП II-Л 65-73, СНиП 31-06*2009, за основу берутся следующие показатели:

  • Норма воздухообмена из расчета на 1 человека в час:  20 м3/ч для аудиторий и учебных классов: 80 м3/ч — для спортзалов; 20 м3/ч для пищеблоков.
  • Min. и max. t воздуха — 16°С и 22°С соответственно.
  • Предельно допустимый уровень шума — 110 дБ.

Это обобщенные требования, но у каждого из типов учебных заведений есть свои нюансы организации качественной вентиляции. Они скорее относятся к конструктивным особенностям и расположению тех или иных помещений.

 Таким образом, проект вентиляции в школе является по своей сути каждый раз уникальной разработкой, чтобы сделать систему наиболее удобной, эффективной и экономически грамотной, что немаловажно для вентиляции частных школ, где финансовая составляющая является приоритетной. 

Особенности организации системы вентиляции в школе

В соответствии со СНиП II-Л 65-73, общеобразовательные школы в обязательном порядке оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, в комбинации с естественной вентиляцией.

 *Примечание: Отсутствие принудительной вентиляции допускается в случае, если количество учеников не превышает 200 человек.

Нормы вентиляции в школе

Температурный режим варьируется в пределах от +16°С до +22°С;

Показатели влажности — от 30 до 65%.

Концентрация СО2 — не более 1 л. на 1 кубометр площади.

 *Помимо того, что эти показатели считаются оптимальными для комфортного пребывания людей в помещениях, это позволяет еще и предотвратить преждевременное разрушение материалов, которые были задействованы при строительстве и отделке здания и появление грибковой плесени. При превышении ПДК СО2 могут наблюдаться такие явления как сонливость, головокружение и общий упадок сил.

Конструктивные  решения для организации качественной вентиляции в учебных аудиториях

 Вариант I: Естественный регулируемый приток + механическая вытяжка (принудительная).

Для создания грамотного микроклимата в аудиториях и других функциональных помещениях, а также в целях приведения процесса проветривания к максимальной энергонезависимости, в учебных заведениях используется схема, с доказанной эффективностью — естественный регулируемый приток + механическая вытяжка (принудительная).

Для организации приточной вентиляции задействуют оконные приточные клапаны. Они обеспечивают автоматическую подачу свежего воздуха в помещение аудитории.

Помимо этого, оборудованные приточными клапанами окна позволяют проводить предварительную фильтрацию воздуха и свести уровень шума с улицы к минимуму — а это один из основных аспектов комфортного процесса обучения.

ВАЖНО! Недостатками такого способа является то, что большинство приточных клапанов не предусматривают подогрев и охлаждение воздуха, что может создавать некомфортные условия в качестве внутренней температуры, а в зимний период года еще и быть опасным для здоровья учеников.

Чтобы добиться соблюдения норм воздухообмена (не менее 20 м3/ч на 1 человека), принудительная вытяжка должна работать практически непрерывно. Поддержку оптимального уровня воздушного давления  выполняют вытяжные вентиляторы различной мощности (в зависимости от площади помещения и количества учеников).

Вариант II: Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом приточного воздуха.

Такой способ является вполне комфортным для находящихся в помещении учеников, что позволяет сделать систему вентиляции незаметной и позволит не отвлекаться от учебного процесса из-за постоянных перемен внутреннего климата.

Помимо комфорта такой способ является еще и достаточно экономичным при использовании такой современной технологии, как рекуперация тепла.

 Все больше учебных заведений переходят к использованию вентиляционных систем с использованием энергосберегающих технологий.

Это позволяет существенно удешевить эксплуатацию установок и сделать процесс вентилирования более эффективным. (Ссылка на статью вентиляция с рекуперацией тепла).

Единственным недостатком такой системы является отсутствие встроенной системы охлаждения приточного воздуха, поскольку в жаркий период года, в заведениях, где проводятся занятия, например, летом может быть достаточно жарко, поскольку температура приточного воздуха будет такой же как на улице. 

Эта проблема решается либо установкой автономной системы кондиционирования для учебных аудиторий, либо устройством системы вентиляции с возможностью охлаждения.

Вариант III: Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом и охлаждением приточного воздуха.

Такой вариант по своим конструктивным особенностям практических не отличается от II варианта, однако в нем присутствуют дополнительные компоненты, такие как камера охлаждения в приточном канале и более сложная система автоматики.

Такая система является самым совершенным решением для создания идеальных условий, поскольку позволяет в автоматическом режиме устанавливать постоянную температуру в помещении, независимо от того, лето на улице или зима.

Важно

 Такая система компонуется полноценным комплектом автоматики для точного регулирования всех параметров приточного воздуха.

 Разумеется, такой вариант будет стоить несколько дороже, чем I или II, но результат будет соответствовать самым высоким требованиям.

Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость вентиляции учебных заведений

Перейти

Специализированные аудитории (химия, мастерская и др.):

В помещениях, оборудованных местными отсосами (например, кабинет химии с лабораторией, трудовых мастерских со станками и проч.) обязательно организуют вытяжную вентиляцию с механическим побуждением.
Вентиляция кабинета химии

Вентиляция кабинета труда

Спортивные залы:

Оборудуются самостоятельной приточно-вытяжной системой вентиляции, которая обеспечит воздушный приток в объеме не менее 80 м3 на 1 человека. Чтобы не допустить образования сквозняков, подача и забор воздуха должна быть организована на расстоянии примерно трех метров от пола. Показатели скорости воздушного потока регламентируются на уровне 0,25 м/сек, влажности — 35-60%.

Санитарный узел:

В с/у должна быть предусмотрена постоянно работающая вытяжная вентиляция, чтобы удалять неприятные запахи и влагу. Если санитарный узел имеет смежное расположение с умывальной, вытяжку устраивают из уборной. В душевых (если таковые имеются) — исключительно из кабинок. Однако если количество душевых кабин превышает пять штук, дополнительно организуют приток свежего воздуха в раздевалки.

Столовые/буфеты:

Механическая вентиляция в школах таких помещений, как столовая и буфет, проектируется в соответствии с нормативами  для предприятий общественного питания. На каждое человекоместо в обеденной зоне, предусматривается минимальный воздухообмен, в объеме 20 м3 в час.

Приток воздуха направляется в обеденный зал, а удаляется через кухонный блок и прилегающие производственные помещения.

ВАЖНО! Для кухонных помещений, моечных и уборных устанавливают самостоятельные независимые вентиляционные системы. Их нельзя объединять между собой.

Вентиляция актовых залов:         

Как правило, в актовых залах происходит кратковременное наполнение (1,5-2 часа) большим количеством людей и именно в это время должны быть соблюдены соответствующие условия, а именно на 1 человека должно приходиться 20 м3/ч приточного воздуха.

Конструктивно вентиляцию для актовых залов можно выполнять по аналогии с любым из вышеперечисленных вариантов для обычных аудиторий.

В случае если общеобразовательное заведение имеет четыре и более параллели классов и находится в регионе, где расчетная температура воздуха в холодный сезон составляет -20°С и ниже, предусматривается организация воздушно-тепловых завес на входе.

Особенности организации вентиляции в профессионально-технических училищах 

В соответствии с нормами СНиП II-Л.Б -68, профессионально-технические училища (ПТУ) оборудуются приточно-вытяжными системами вентиляции. Из помещений с вытяжными шкафами весь воздух должен удаляться исключительно через них.

Чтобы обеспечить вытяжку из верхней части помещения, при условии закрытых рабочих проемов, шкафы оснащают клапанами, которые монтируют в верхней зоне. Минимальный размер клапана по нормативам должен составлять не менее 150*150 мм.

 

Для одной вытяжной системы допускается объединение максимум двух вытяжных шкафов, которые расположены в одном помещении, с поправкой на то, что удаляемые вещества не являются ядовитыми, не выпадают в осадок и взрывобезопасны.

Скорость воздушного потока, удаляемого через вытяжные шкафы,  имеет зависимость от ПДК выделяемых вредностей и регламентирована согласно СНиП так:

0,5 м*сек при ПДК > 10 мг/1 кубометр;

0,6-1 м*сек при ПДК < 10 мг/1 кубометр;

1-1,5 м*сек при ПДК < 0,1 мг/1 кубометр.

Если в помещении выделяются вредности, организовывают частичный приток воздуха, но из расчета не менее 70% от общего объема поступаемого воздуха для этих помещений. Оставшийся объем подается в коридор и/или в смежные помещения с дверным проемом.

Организацию подачи чистого воздуха в учебные кабинеты и лаборатории без вытяжных шкафов, в регионах со средней дневной температурой самого холодного месяца не ниже -16°С, допускают децентрализованно в верхнюю зону без предварительного подогрева, в кол-ве 12 м3/час на 1 человека.

Особенности организации вентиляции университетов и других высших учебных заведений

Требования к организации вентиляции в ВУЗах аналогичны с требованиями и нормами, предъявляемыми к вентиляции профессионально-технических училищ. Помимо этого, согласно регламенту СНиП II.-Л.6-67, запрещено транспортировать воздух, удаляемый из помещений лабораторий, по  вентиляционным каналам из кирпича.

Для аудиторий ВУЗов, вместимостью от 50 до 100 людей, которые располагаются в IV строительно-климатической зоне (с жарким летом и умеренно-холодной зимой)  предусматривается установка осевых потолочных вентиляторов. Это необходимо для увеличения скорости потока воздуха.

Вентиляция аудитории ВУЗа

Не стоит забывать, что качественная вентиляция, будь это вентиляция школы искусств или крупного вуза — это сложная инженерная задача, для решения которой должны привлекаться исключительно профессионалы. Полноценный воздухообмен и соблюдение санитарно-технических норм и требований — это залог комфортного пребывания людей и возможность полностью сосредоточиться на учебном процессе. 

Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции учебного заведения

Источник: http://www.ads-vent.ru/blog/ventilyaciya-uchebnyh-zavedenij

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
4eb79b10